Жанр нового фильма провокатора и сквернослова Кевина Смита "Red State" ("Красный штат"), обозначен как триллер. Что сразу настораживает: Кевин Смит, выступивший в амплуа режиссера и сценариста, известен как автор сатирических комедий, высмеивающих американский образ жизни. Однако посмотрев фильм, вы придете к выводу, что он не то чтобы триллер и не то чтобы сатира. Скорее, это лобовая атака на США, на религиозные убеждения американских граждан, на проблемы насилия в обществе, которое сами американцы рассматривают как воплощение сатаны.
"Церковь страха" повествует о членах мессианской евангелической секты, выступающей против гомосексуалистов и оставляющей за собой право на окончательное решение еврейского вопроса. Однако в подтексте явно проглядывает тема ислама, вызывающего параноидальный страх у жителей страны неограниченных возможностей. Смит, неоднократно язвивший по поводу собственной родины (достаточно вспомнить его ленты "Клерки" или "Зак и Мири снимают порно"), зашел на сей раз так далеко, что отважился показать в кривом зеркале белых, к тому же христиан, не уступающих мусульманам в их битве за веру. Новый крестовый поход режиссер увенчал девизом: "Боитесь Аль-Каиды? Взгляните на себя и своих милых соседей".
Это малобюджетное кино (как и прежние ленты Смита, сделанные за два гроша на коленке и ставшие почти культовыми) основано на реальных событиях. В церкви, расположенной в одном из городков Среднего Запада, члены евангелической секты приносят в жертву человека, предположительно - гомосексуалиста. Но, как известно, взявший меч от меча и погибнет: позже большинство членов секты были убиты государственными чиновниками, включая детей и младенцев. Их гибели предшествовала осада, длившаяся несколько месяцев: все это время федеральные войска "морально воздействовали" на осажденных беспрерывно звучавшим рэпом и поп-музыкой громкостью свыше 100 децибел (уровень шума реактивного самолета). Сектантов призывали сдаться и стать образцовыми гражданами Америки, смотреть рекламу и покупать новинки сезона.
Подобный инцидент случился в Уэйко, штат Техас, где 19 апреля 1993 года были заживо сожжены пастор Давид Кореш и 75 членов его секты "Ветвь Давидова". СМИ изображали Кореша опасным маньяком, его сектантов - безмозглыми фанатами, а инцидент их гибели - коллективным самоубийством. В реальности же плоды "Ветви Давидовой", убежденные в наступлении гражданской войны в Америке, запасались оружием, в том числе запрещенным (к примеру, "Узи"), за что и поплатились. Главную роль в их уничтожении сыграли активисты антикультовых организаций, доложившие куда следует о том, что сектанты незаконно закупают оружие, изготовляют наркотики и растлевают малолетних. А заодно готовятся к захвату власти. И, наконец, являются людоедами. Власти США немедленно окрестили "Ветвь Давидову" террористической организацией. В связях с "Аль-Каидой" сектанты, однако, "уличены" не были - как это наверняка случилось бы сегодня.
По ходу фильма Смит откровенно высказывается о современной "борьбе с терроризмом" в Соединенных Штатах, о взаимоотношениях протестантского государства и исламского мира. При этом он не занимает ни одну из сторон. Лишь показывает, что человеческими особями, лишенными силы воли, очень легко управлять - будь то члены секты или заложники Сети. И потому им можно вбить в голову любую идеологию. Так приверженцы религии, пытающиеся очистить землю от скверны, сами становятся убийцами. Так стражи закона, охраняющие граждан, лишают жизни других граждан. Ну а те, кто зависает в виртуальном мире, в реале готовы совершить все семь смертных грехов. И даже более. При этом всё это пропитано фирменной смитовской сатирой, включая долгую речь проповедника (в более чем убедительном исполнении Майкла Паркса). Остается лишь согласиться с высказыванием Тарантино: "Это офигительный фильм".
Фильмы Кевина Смита обычно действуют на пуритан и ханжей как красная тряпка на быка. Да и прокатчики не спешат выпускать его продукцию на всеобщее обозрение. Оттого премьера картины состоялась задолго до ее выхода на экраны - в январе 2011 года, на фестивале независимого кино Sundance. После чего Смит объявил, что так и не смог найти дистрибьютора и принял решение выпустить фильм собственными силами. В итоге "Red State" вышел в прокат с говорящим слоганом "Побойтесь Бога".
Ключевые слова: идеология и государство0