8ПонравилосьJevgenija Z. Её блог (1676)

О вере и ...

31 марта 2013 13:42

  Этот блог приурочиваю к Пасхе. И потому в названии звучит слово " вера". И, конечно, блог о женщине.
Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова, наряду с протопопом Аввакумом, стала символом раскола Русской православной церкви. Именно она, отстаивая старую веру, пошла против самого царя и патриарха Никона, отреклась от всех своих сословных привилегий, от роскоши, в которой жила, богатства, которое имела, пожертвовала сыном и добровольно сравнялась с "простецами". Народ признал ее своей и такой сохранил в памяти, ее образ оживает в песне, в предании...  17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету "от сотворения мира")  боярыню  посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и, "ясно изобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше". Именно эту сцену "Повести о боярыне Морозовой" выбрал живописец.  На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам - к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Так и было что за старую веру поднялись низы, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет. В доме боярыни находили хлеб и кров и странники, и нищие, и юродивые, люди ее сословия ставили Морозовой в вину как раз приверженность к "простецам": Но был еще один человек, к которому в тот ноябрьский день простирала два перста Морозова, для которого она бряцала цепями. Этот человек - царь Алексей Михайлович. Для царя она была камнем преткновения: ведь речь шла не о рядовой ослушнице, а о Морозовой - это имя громко звучало в XVII веке!  Род Морозовых при царе Алексее Михайловиче был одним из 16 знатнейших фамилий, члены которых поступали прямо в бояре, минуя чин окольничего. Их предок, дружинник князя Александра Ярославича Невского, новгородец Михаил (Миша) Прушанин стал одним из героев Невской битвы 1240 года. Его потомок в шестом колене Иван Семенович, по прозванию Мороз, стал родоначальником Морозовых. Дед будущего супруга боярыни Морозовой, Василий Петрович, был одним из главных участников торжественного венчания на царство первого Романова, Михаила Федоровича. Молодой царь приблизил Морозовых ко двору. Борис Иванович Морозов был назначен "дядькой" — воспитателем наследника престола 5-летнего царевича Алексея, а потом сумел породниться с царской семьей. На свадьбе царя он был посаженным отцом. Отец будущей боярыни два года служил воеводой на Мезени и в Кевроде, в 1631 году был отправлен посланников в Крым, откуда вернулся после рождения Феодосии. В 1635-37 гг. служил воеводой в Енисейске, потом принимал участие в Земском соборе, заведовал Каменным приказом в 1641-46 гг. Прокопий Соковнин был человеком зажиточным, имевшим в Москве несколько домов. В 1650 году царь Алексей Михайлович пожаловал его придворным чином и должностью окольничего — второго (после боярина) думного чина. Первоначально картина Сурикова называлась "Поругание боярыни Морозовой" и репродукции с нее нередко встречаются в старообрядческих храмах, но только не в иконостасе. Художник допустил ряд исторических неточностей. Самая главная из них — Феодосия на момент ареста была еще молодой женщиной, не достигшей сорокалетнего возраста. Однако воздействие суриковского шедевра на зрителя с лихвой искупает любые мелкие несуразности. На полотне замечательного исторического и религиозного живописца Александра Дмитриевича Литовченко боярыня Морозова — молода и пригожа, каковой была в жизни, но в сравнении, его картина проигрывает суриковской.
В истории есть много примеров, когда вера напрямую связана с героизмом. И этот тот самый случай. Потому хочу привести в заключении слова другого художника.
И.Е. Репин сказал: "В душе русского человека есть черта особого, скрытого героизма … он лежит под спудом личности, он невидим. Но это - величайшая сила жизни, она двигает горами… Она сливается всецело со своей идеей, "не страшится умереть". Вот где ее величайшая сила: она не боится смерти".
Может быть стоит вспомнить о том, что мы русские?! Не просто русскоговорящие...
  

Ключевые слова: боярыня Морозова0

Комментировать могут только авторизованные пользователи

Комментарии (26)

Удалённый пользователь 1 апреля 2013 12:45

Именно она, отстаивая старую веру, пошла против самого царя и патриарха Никона, отреклась от всех своих сословных привилегий, от роскоши, в которой жила, богатства, которое имела, пожертвовала сыном и добровольно сравнялась с "простецами". Народ признал ее своей и такой сохранил в памяти, ее образ оживает в песне, в предании...

для меня это..некий памятник фанатизму. те есть когда у людей нехватка знаний, включается механизм веры. и чем меньше в человеке знания, тем больше в нём веры. есть те которые верят..молча. и те которые несут свою веру в массы, наглядно отстаивают её и готовы к самопожертвованию. эт фанатики!  и это касается не только религии. а любой идеи. одни фанатеют от религии, другие от..любви к диме малекову или ненависти к картошки фри.   и что самое интересное..не молча фанатеют, а везде и при любой представившейся возможности. даж сами эту возможность с удовольствием создадут. потомучто фанатик также фанатеет и от своего фанатизма. я так думаю.  

Jan. S. 1 апреля 2013 01:49

Не хвастаюсь, а говорю о тенетах жизни. Не я их придумал. А так бы ... да ... похвастался бы от души!  

Jevgenija Z. 1 апреля 2013 01:47

Расхвастался! Разве скрываю, что  не знаю  всё на свете и много меньше твоего?  

Jan. S. 1 апреля 2013 01:47

Чисто так ... примеры. Школы магий каких-нить. Ясновидцев. Целителей, екстрасенсов, школы постижений истин или просто ... "правильной" жизни. Про всяких свидетелей иеговы или про пляски "новой веры" промолчу!  

Jan. S. 1 апреля 2013 01:42

Для тебя абсурд ... для меня - нет!   Тебе только религии знакомы, некоторые, мне ... не только!  

Jevgenija Z. 1 апреля 2013 01:39

Ты опять хочешь завести в абсурд. Я о религиозности.

Jan. S. 1 апреля 2013 01:38

Хренушки!

Это о чём?    

Jan. S. 1 апреля 2013 01:37

В чем индивидуальность?

А в том, что перечислил ... у некоторых это доминирует. И что ... нельзя им быть религиозными, это принижает как-то? Многие считают, что это их возвышает. Вообще ... тут уместен тогда вопрос, коль не говорить о религиях, вопрос о различных иных формах реализации сознания в тех или иных формах ментальных построений. Я говорю о куче всяких эзотерик. Вопрос привязки неких эгоистических индивидуальных основ в них лучше просматривается, в связи с широтой различных надуманностей в том или ином плане сознаний.   Религии в подобных вещах ... просто отдыхают. Но вопросы веры вывернуты все налицо!  

Jevgenija Z. 1 апреля 2013 01:35

Хренушки!  Стадный инстинкт тормозит развитие и сознание. Религия загоняет в стойло. Бог и религия в моем понимании - не есть одно и то же.

Jan. S. 1 апреля 2013 01:31

Личность, индивидуальность ... тенеты вылавливающие сознание, тормозящие его развитие.

Jevgenija Z. 1 апреля 2013 01:29

есть нереализованное самопожертвование, жажда найти ему применение В чем индивидуальность?

Jevgenija Z. 1 апреля 2013 01:28

Согласна. Разграничить трудно. Но ведь сами и привязку сделали А если попробовать? Разве вера связана нерушимо только с понятием религиозным?

Jan. S. 1 апреля 2013 01:27

Люди, сильно впавшие в религиозность  теряют  ... индивидуальность.

Не согласен. Многие находят. Во многих есть нереализованное самопожертвование, жажда найти ему применение. Секты, религии ... хорошие для них общности самореализации.  

Jan. S. 1 апреля 2013 01:23

С наших времён ... трудно разграничить понятия "религия" и "вера". В любом случае "религия" отпрыск неких формообразований от "веры". Почему бы эту тему не зацепить, тем паче если она проходит в теме несколько религиозного толка.  
Религия ... во многом, удел слабых и беспомощных. Бывают и в ней Личности сподвижники. Они герои? Для религиозной толпы ... наверное. Но это и принижает их, свершивших некий подвиг, в разряд героев наравне ... с ... Ржевским!   А вааще ... термин "опускает" из других общностей, не религиозных ... так не кажется?

для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет.

Ну а какое "посягательство" не есть насилие и гнёт?

Jevgenija Z. 1 апреля 2013 01:13

Ты слишком далеко ушел в тему религии. Мне думается, что вера - это больше, чем просто религия. И шире. Люди, сильно впавшие в религиозность  теряют  ... индивидуальность. Трудно сформулировать, но вера - поднимает, а религия - опускает. И тогда вопрос стоял тоже чуть иначе...  
...для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет.

Jan. S. 1 апреля 2013 01:07

скрытого героизма … он лежит под спудом личности

Вот из этих строк, человека хорошо понимающего суть религии, отлично видно сложение понятия "личность". Выпендрёж для толпы, в тех или иных формах, зовётся Личностью с большой буквы. Это заложено в людях, в их сообщностях, с далёких времён. Это уже стало ... почти инстинктом, в котором нет места рассуждениям. Но всё же ... стремление людей стать Личностями ... убого - близко к религиозным формам бытия. Других основ в этом построении не видно.  

Jan. S. 1 апреля 2013 01:01

С другой стороны. В религии всегда есть места для героев. Мне это говорит о том, что с религиями что-то не в порядке! Ну, что это за религии ... в них нет место подвигу, а только лишь ... геройству!  

Jan. S. 1 апреля 2013 00:58

скрытого героизма … он лежит под спудом личности, он невидим.

Хорошее определение героизма. Но опять же ... подвиг мимо этих раскладок проходит. Не зря говорят, что герои нужны только ... весьма отсталым формам человеческих сообществ.

Jan. S. 1 апреля 2013 00:53

Но русским владеешь . Спора нет

Так ... через пень колоду!    

Jevgenija Z. 1 апреля 2013 00:26

Понятие национализма в том виде, коий имею,- зашкаливание. Есть и другое понятие. С ним не спорю.

Авторизация

Войти