Эрих Мария Ремарк. «Триумфальная арка»
"Жила-была волна и любила утес, где-то в море, скажем, в бухте Капри. Она
обдавала его пеной и брызгами, день и ночь целовала его, обвивала своими
белыми руками. Она вздыхала, и плакала, и молила: "Приди ко мне, утес!" Она
любила его, обдавала пеной и медленно подтачивала. И вот в один прекрасный
день, совсем уже подточенный, утес качнулся и рухнул в ее объятия.
Равик сделал глоток.
- Ну и что же? - спросила Жоан.
- И вдруг утеса не стало. Не с кем играть, некого любить, не о ком
скорбеть. Утес затонул в волне. Теперь это был лишь каменный обломок на дне
морском. Волна же была разочарована, ей казалось, что ее обманули, и вскоре
она нашла себе новый утес.
- Ну и что же? - Жоан недоверчиво глядела на него. - Что из этого? Утес
должен оставаться утесом.
- Волны всегда так говорят. Но все подвижное сильнее неподвижного. Вода
сильнее скалы. Она сделала нетерпеливый жест.
- При чем тут мы с тобой? Это же только сказка, выдумка. Или ты снова
смеешься надо мной? Уж если на то пошло, бросишь меня ты! Безусловно.
- Это будут твои последние слова перед тем, как ты меня оставишь, -
сказал Равик и рассмеялся. - Ты скажешь, что именно я бросил тебя. И
приведешь немало доводов... И сама поверишь в них... И будешь права перед
древнейшим судом мира - природой..."
(с) Э.М.Ремарк
— За кого ты меня принимаешь, Жоан? — сказал он. — Посмотри лучше в окно, на небе сплошь — багрянец, золото и синева… Разве солнце спрашивает, какая вчера была погода? Идет ли война в Китае или Испании? Сколько тысяч людей родилось и умерло в эту минуту? Солнце восходит — и все тут. А ты хочешь, чтобы я спрашивал! Твои плечи, как бронза, под его лучами, а я еще должен о чем-то тебя спрашивать? В красном свете зари твои глаза, как море древних греков, фиолетовое и виноцветное, а я должен интересоваться бог весть чем? Ты со мной, а я, как глупец, должен ворошить увядшие листья прошлого? За кого ты меня принимаешь, Жоан?
Она отерла слезы.
— Давно уже я не слышала таких слов.
— Значит, тебя окружали не люди, а истуканы.
(Эрих Мария Ремарк - Триумфальная Арка)
"...Дай женщине пожить несколько дней такой жизнью, какую обычно ты ей предложить не можешь,и наверняка потеряешь ее. Она попытается обрести эту жизнь вновь, но уже с кем-нибудь другим, способным обеспечивать ее всегда ...."
"..стерва или святая.В конце концов,какая разница? Важно, как мы сами к этому относимся....Любовь-не торгаш,стремящийся получить проценты с капитала.А для фантазии достаточно несколько гвоздей, чтобы развесить на них свои покрывала.И ей не важно, какие это гвозди-золотые,железные, даже ржавые..Где ей суждено там она и зацепится..Любой куст-терновый или розовый-превращается в чудо из "Тысячи и одной ночи", если набросить на него покрывало из лунного света и перламутра."
"...Среди женщин, ни разу не спавших с мужчиной, больше проституток, чем среди тех, для кого это стало горьким куском хлеба. Я уже не говорю о замужних."
"... Без любви человек не более чем мертвец в отпуске, несколько дат, ничего не говорящее имя. Но зачем же тогда жить? С таким же успехом можно и умереть...
"...Если хочешь что-либо сделать, никогда не спрашивай о последствиях. Иначе так ничего и не сделаешь.
Она посмотрела на него.
- Когда дело касается мелочей, можно и спросить, а ежели речь идет о важном - никогда."
"...- Все, что можно уладить с помощью денег, обходится дешево."
"...Раскаяние - самая бесполезная вещь на свете. Вернуть ничего нельзя. Ничего нельзя исправить. Иначе все мы были бы святыми. Жизнь не имела в виду сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее."
Жить - значит жить для других. Все мы питаемся друг от друга. Пусть хоть иногда теплится огонек доброты... Не надо отказываться от нее. Доброта придает человеку силы, если ему трудно живется."
"... И что бы с вами ни случилось - ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным."
"... Любовь! Что только не прикрывается ее именем! Тут и влечение к сладостно нежному телу, и величайшее смятение духа; простое желание иметь семью; потрясение, испытываемое при вести о чьей-то смерти; исступленная похоть и единоборство Иакова с ангелом."
"... Не терять независимости. Все начиналось с потери независимости уже в мелочах. Не обращаешь на них внимания - и вдруг запутываешься в сетях привычки. У нее много названий. Любовь - одно из них. Ни к чему не следует привыкать. Даже к телу женщины. "
"...но если кристалл раскололся под тяжким молотом сомнения,его можно в лучшем случае склеить,не больше.Склеивать,лгать и смотреть,как он едва преломляет свет,вместо того чтобы сверкать ослепительным блеском!Ничто не возвращается.Ничто не восстанавливается...прежнего уже не будет.Склеенный кристал.Упущенный час.Никто не сможет его вернуть."
"..Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого ты в прошлом любил.."
"...в сплошном мраке и блуждающий огонек-маяк.."
"..Судьба никогда не может быть сильнее спокойного мужества,которое противостоит ей..."
"..перепачканное расплывшейся косметикой лицо улыбнулось.Клоун ухмыльнулся,проститутка изобразила подобие улыбки..."
"..Любовь-не то слово.Оно слишком мало говорит.Оно- лишь капля в реке,листок на дереве.Все это гораздо больше..."
"Возможно ли удержать её? Разве смог бы он ее удержать, если бы вел себя иначе? Можно ли вообще что-нибудь удержать, кроме иллюзии?..."
От оскорбления можно защититься, от сострадания нельзя!
Один из двоих всегда бросает другого. Вопрос в том, кто кого опередит.
Судьба никогда не может быть сильнее спокойного мужества, которое противостоит ей. А если станет совсем невмоготу - можно покончить с собой. Хорошо сознавать это, но еще лучше сознавать, что, покуда ты жив, ничто не потеряно окончательно.
Но если кристалл раскололся под тяжким молотом сомнения, его можно в лучшем случае склеить, не больше. Склеивать, лгать и смотреть, как он едва преломляет свет, вместо того чтобы сверкать ослепительным блеском! Ничто не возвращается. Ничто не восстанавливается. Даже если Жоан вернется, прежнего уже не будет. Склеенный кристалл. Упущенный час. Никто не сможет его вернуть.
Тоска по оставленному или покинувшему нас человеку как бы украшает ореолом того, кто приходит потом. И после утраты новое предстаёт в своеобразном романтическом свете. Старый искренний самообман
Эрих Мария Ремарк
Ключевые слова: Эрих Мария Ремарк0