Жили-были дед и баба. Дед был умный, потому что жил долго, один, и набрался жизненного опыта. А баба была глупая, потому что хоть и прожила больше тридцати годов, да ума не накопила. Да и в доме у деда жила недавно и потому хозяйкой себя не чувствовала. И к тому же мужа побаивалась. Он ее бить не бивал, но человек был жесткий: что сказал, то должно быть сделано.
Утром идет дед на работу, пасти коров – стадо из двенадцати голов. Выгонит коров на лужок, сам сядет под кусток, травинкой в зубах ковыряет, комариков отгоняет. Бывает, иногда, приходиться и кости поразмять. Но это разве мухи коров одолеют, или какая рогатая решит от стада в сторону завернуть. Ну, а, в общем, работа не пыльная: можно и вздремнуть часок, ягод набрать туесок, грибов насобирать, или облака рассматривать. Бывают, конечно, в работах недостатки, таковы и у дедовой работы были: то жара одолеет, то оводы покоя не дают, то дождь проливной, а то ветер до костей пробирает. Но деду она нравилась. Да и не бывает такой работы, чтобы всё было хорошо.
Уйдет дед с утра пораньше, а баба в это время хозяйством занимается. Да делать ей почти что нечего: избу прибрать, посуду помыть, обед сварить, белье постирать, огород прополоть, поросенку пойло дать. А еще кур покормить, дрова уложить, двор подмести, воды принести. К возвращению мужа стол накроет и сядет на лавку, ждет.
Приходит дед с работы, а баба глаза в пол: боится, что что-то не так сделала. Дед-то у нее строгий, чуть, что не так, бранить начнет. Да уж как не старается угодить, а он всё найдет причину ее укорить.
- Что же ты, глупая баба, мужа за стол сажаешь, а хлебные крошки не смела?
- Да не успела я.
- Почему же не успела? Ты целый день дома сидишь, до обеда спишь. А я с работы пришел усталый, голодный. Встал ни свет, ни заря. Трудился, спину гнул. А ты для мужа крошки со стола не смела. Эх, и глупая ты баба.
В другой раз вернулся муж немного раньше. А жена у печи возится, торопится. Налила миску щей:
- Иди есть, - говорит, а сама в это время хлеб нарезает.
Сел дед за стол и давай бабу бранить:
- Что же ты, глупая баба, за стол мужа приглашаешь, а ложку не подала!
- Я не успела, - оправдывается баба, - хлеб тебе резала.
- Так и не звала бы, коли стол не накрыла.
От обиды у бабы слезы из глаз потекли.
А дед пуще стал ее бранить:
- Чего слезки-то распустила, - говорит, - глупая ты баба.
А она в ответ молчит, только слезы кулачком утирает.
Дохлебал дед щи, крынку молока выпил, краюхой хлеба закусил, да и полез на печь спать.
На следующий день баба побыстрее с хозяйством управилась, стол накрыла, как муж велел. Да только он на работе задержался. Ждет его баба, в окошко поглядывает, а он всё не идет.
- Дай, - думает, - пряжу напряду. Чего впустую сидеть.
Села за прялку. Прядет, да песни поет. И не заметила баба, как муж домой воротился. А он как переступил порог, так и стал ее бранить:
- Что же ты, глупая баба, мужа не встречаешь, суму не забираешь, да за стол не приглашаешь? Вон, прялке песни поешь, а мужу лишний раз не улыбнешься.
Баба губы надула, веретено отложила, а мужу в ответ ничего не сказала, только лавку ближе к столу пододвинула.
Отобедал дед. Семечек пощелкал, да отправился коров пасти.
Проводила баба мужа до калитки, и пошла поросенка кормить. Вылила пойло в корыто, пошла ужин готовить, а дверь в хлев забыла подпереть. Поросенок и убежал. Залез он в огород.
Увидала баба это безобразие и побежала поросенка в хлев загонять, да споткнулась о порог и расшиблась. Еле его загнала, ужин доготовила и легла на лавку.
Вернулся дед домой. Хочет его баба встретить, да подняться не может. А он ее с порога давай бранить:
- Что же ты, глупая баба, мужа с кислым выражением лица встречаешь?
С трудом поднялась баба со скамьи, мужа накормила, посуду помыла и снова легла.
А дед снова ее корит:
- Днем мужа не встречала, с прялкой любезничала. Вечером кряхтит, будто весь день спину гнула. Да и спать засветло завалилась! Глупая ты баба.
Отправился дед на печь и вскоре захрапел. А баба с лавки поднялась, в узелок вещи собрала и пошла, куда глаза глядят.
Дед утром проснулся и кричит:
- Эй, глупая баба, есть подавай, пошевеливайся!
А в ответ ему тишина.
Позвал дед бабу. Поискал. Сел на лавку, голову повесил и говорит:
- Эх ты, глупая баба, на кого же ты меня бросила? Ну и глупая баба мне в жены досталась. Ведь я-то без тебя пропаду.
Ключевые слова: сказка71