Сейчас взаимоотношения Турции и Украины выглядят неоднозначно. С одной стороны, можно говорить о прогрессе и налаживании более тесного диалога. В ходе недавно прошедших встреч премьер-министра Украины Владимира Гройсмана с его турецким коллегой Бинали Йылдырымом и президентом Турецкой республики Реджепом Тайипом Эрдоганом, представителям двух государств удалось договориться о повышении товарооборота, расширении сотрудничества в военно-технической и энергетических сферах, и об увеличении авиационного сообщения. Власти страны полумесяца подчеркнули, что продолжают поддерживать суверенитет и территориальную целостность Украины.
Но с другой, действия Турции выглядят осторожными. Прежде всего, такое поведение продиктовано стремлением Анкары нормализовать отношения с Россией, от конфликта с которой турецкая сторона понесла колоссальные потери: запрет деятельности турецких бизнесменов, эмбарго на ввоз продукции и ограничения на въезд российских туристов существенно ударили по турецкой экономике. Сближение Турции и России вносит коррективы в отношения Анкары как непосредственно с украинской верхушкой, так и по другим направлениям.
Не новость, что в последнее время политика Эрдогана в отношении крымских татар стала более прагматичной и избирательной. Например, сейчас сведено до минимума финансирование меджлиса крымско-татарского народа, в частности - Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова. При любой возможности, попавшие в немилость деятели, выражают свое недовольство недостаточной поддержкой радикальной части крымско-татарского движения со стороны Анкары и заявляют о недопустимости развития турецко-российских отношений.
Однако Турция полностью не отказывается от меджлиса крымских татар, опасаясь его перехода под влияние организации FETÖ, связанной с духовным лидером турецкой оппозиции – Фетхуллахом Гюленом, обвиняемых Анкарой в попытке государственного переворота в 2016 году. У турецких спецслужб есть резонные основания полагать, что недовольные и воинственно настроенные представители крымских татар могут пополнить ее ряды. Еще год назад турецкая газета "Анадолу" сообщила, что FETÖ создала свою сеть и активно действует в Украине. Более того, доверенные лица Порошенко сейчас активно ищут возможности наладить контакт с эмиссарами FETÖ. Очевидно, что таким способом Киев пытается переломить ситуацию в свою пользу и, получив возможность для шантажа, оказать давление на политику Эрдогана в отношении России.
Какова будет реакция Анкары на заигрывание Киева с гюленистами покажет время.