Роби Лакатош – не просто знаменитый скрипач, джазмен, композитор и аранжировщик. Он – непревзойденный виртуоз скрипки, вызывающий искреннее восхищение у выдающихся музыкантов-профессионалов и у самых придирчивых музыкальных критиков. Лакатош с равным блеском играет классику, джаз и этническую музыку, а скрипка в его руках звучит, как целый оркестр. С Роби Лакатошем выступали и "русский Паганини" Вадим Репин, и величайший джазовый скрипач Стефан Граппелли, и кларнетист-виртуоз Гиора Фейдман, и прославленный джазовый пианист и композитор Херби Хэнкок, и "джазовая труба мира" Рэнди Брекер, и другие музыкальные корифеи. И все они после совместного выступления с Лакатошем превозносили до небес мастерство и талант "короля цыганской скрипки".
Роби Лакатош, родившийся в Венгрии в семье потомственных цыганских скрипачей-виртуозов, получил свою первую скрипку на второй день рождения. И именно скрипка стала его любимой игрушкой. К трем годам он уже умел играть на ней, но, конечно же, самые простые мелодии. В шесть лет начались серьезные занятия музыкой, и уже с девяти лет Роби каждый вечер выступал вместе с цыганским оркестром своего отца. "У нас был обширный репертуар, но главное - мы много импровизировали. В детские годы я услышал так много вариаций и интерпретаций классических, джазовых и цыганских произведений, что сегодня, когда я слышу какую-нибудь мелодию впервые, я уже точно знаю, как именно ее нужно сыграть", - говорит Роби Лакатош.
Роби Лактош получил прекрасное академическое образование и с блеском закончил Консерваторию имени Белы Бартока в Будапеште. Но с раннего детства страстью Роби была не классическая, а цыганская музыка "всех времен и народов", которой он и посвятил свою жизнь и свой дар. Сегодня Роби исполняет любую цыганскую музыку: и венгерскую, и русскую, и балканскую, и румынскую, и французскую, и, конечно же, flamenco. Он виртуозно смешивает Pan-European цыганскую музыку с джазом и классикой, придавая каждой своей импровизации неповторимый колорит, темп и звучание.
За ним закрепился титул "нонконформиста", а то, что он делает на сцене, одни называют "изысканным китчем", другие - "парадоксальным цыганским фьюжном", третьи - "фантастическим театром скрипки". Но все сходятся в одном: Роби Лакатош - феноменальное явление в музыкальном мире. Еще никому не удалось разгадать исполнительские секреты Лакатоша, и, тем более, повторить его сногсшибательную технику.
Ключевые слова: музыка5313
Музыкант играл на скрипке -- я в глаза ему глядел.
Я не то чтоб любопытствовал -- я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки -- я надеялся понять,
как умеют эти руки эти звуки извлекать
из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил,
из какой-то там фантазии, которой он служил?
Да еще ведь надо пальцы знать, к чему прижать когда,
чтоб во тьме не затерялась гордых звуков череда.
Да еще ведь надо в душу к нам проникнуть и зажечь...
А чего с ней церемониться? Чего ее беречь?
Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на путь
и вселяют в нас надежды... Остальное как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
по чьему благословенью я по небу лечу.
Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
справедливей, милосерднее и праведней она.
Иногда кажется, что скрипка это венгерский национальный музыкальный инструмент.
Когда-то большой компанией "гуляли" в маленьком венгерском ресторанчике. Что-то похожее там было - венгерские цыгане. И непременно - скрипки. Такой особенный колорит.
И это в то время, когда в наших ресторанах и клубах бренчали набившие оскомину ВИА с гитарами и барабанами.
Спасибо!